Volkswagen может впервые в истории закрыть заводы в Германии и сократить десятки тысяч сотрудников. Компания надеется, что это поможет ей выйти из кризиса. В сложной ситуации находится большинство европейских автопроизводителей — конкуренция с китайскими компаниями растет, спрос в Европе снижается, а электромобили оказались не такими уж привлекательными. Однако у VW ситуация сложнее, чем у других компаний, отчасти из-за массовости производимых ею автомобилей.
Месяц назад компания заявила, что ей возможно, придется закрывать заводы в Германии — впервые за почти 90-летнюю историю концерна. Генеральный директор VW Оливер Блуме отметил, что последние 15 лет компания жила не по средствам, ежегодно тратя примерно на €1,5 млрд больше, чем это было необходимо. Он даже сравнил ситуацию с «семейной кубышкой», которая оказывается «пустой к концу месяца».
Одна из проблем, которая может стать для отрасли долгосрочной,— снижение интереса местных потребителей к электромобилям. В Германии продажи электрокаров в августе упали почти на 69%, в ЕС в целом они снизились почти на 44%. Эксперты полагают, что столь сильное падение связано с отменой госсубсидий на их покупку.
Пока что китайские автомобили занимают чуть более 1% в общих автопродажах в Германии. Однако, как следует из опроса, проведенного германским объединением автомобилистов ADAC, 59% немцев готовы рассмотреть возможность покупки китайского авто, а в случае с электромобилями — 80%.
В условиях сокращающегося рынка основным способом конкуренции становится снижение цены. VW недавно пошла на этот шаг, однако в условиях высоких издержек это ведет к падению прибыльности.