Почему Volkswagen переживает глубокий кризис.
Volkswagen может впервые в истории закрыть заводы в Германии и сократить десятки тысяч сотрудников. Компания надеется, что это поможет ей выйти из кризиса. В сложной ситуации находится большинство европейских автопроизводителей — конкуренция с китайскими компаниями растет, спрос в Европе снижается, а электромобили оказались не такими уж привлекательными. Однако у VW ситуация сложнее, чем у других компаний, отчасти из-за массовости производимых ею автомобилей.
Volkswagen ищет пути выхода из кризиса. Одним из вариантов является закрытие заводов в Германии
«Нельзя исключать закрытия заводов»
В сентябре Volkswagen выпустил предупреждение о том, что результаты компании за год будут хуже, чем прогнозировалось. Маржа прибыли составит 5,6% против ожидавшихся ранее 6,5–7%, а выручка за год снизится на 0,7% против роста на 5% в изначальном прогнозе. Это уже второе ухудшение прогноза на текущий год и очередной признак усиливающихся проблем VW.
Месяц назад компания заявила, что ей возможно, придется закрывать заводы в Германии — впервые за почти 90-летнюю историю концерна. Генеральный директор VW Оливер Блуме отметил, что последние 15 лет компания жила не по средствам, ежегодно тратя примерно на €1,5 млрд больше, чем это было необходимо. Он даже сравнил ситуацию с «семейной кубышкой», которая оказывается «пустой к концу месяца».
Электромобили и Китай
Нельзя сказать, что проблемы VW и их причины уникальны. Во многом они отражают сложности в европейской автомобильной отрасли в целом. За второй квартал многие крупные автоконцерны отчитались довольно слабо. Теперь многие из них также ухудшают прогнозы по итогам всего года: за последние недели это сделали BMW и Mercedes-Benz. Акции Stellantis за полгода упали на 52%, BMW — на 32%, а Mercedes-Benz — на 24%.
Одна из проблем, которая может стать для отрасли долгосрочной,— снижение интереса местных потребителей к электромобилям. В Германии продажи электрокаров в августе упали почти на 69%, в ЕС в целом они снизились почти на 44%. Эксперты полагают, что столь сильное падение связано с отменой госсубсидий на их покупку.
Генеральный директор VW Оливер Блуме
Растущая конкуренция в целом со стороны китайских производителей — еще одна долгосрочная проблема рынка. В первом полугодии продажи VW в Китае упали на 7%. Конкуренция с Китаем усиливается и в самой Европе, даже несмотря на повышение тарифов на импортные китайские электромобили. Более того, в будущем ситуация для VW может стать даже хуже, если после повышения тарифов компании из КНР начнут строить собственные заводы в Европе.
Пока что китайские автомобили занимают чуть более 1% в общих автопродажах в Германии. Однако, как следует из опроса, проведенного германским объединением автомобилистов ADAC, 59% немцев готовы рассмотреть возможность покупки китайского авто, а в случае с электромобилями — 80%.
Люксовые бренды Porsche и Bugatti, входящие в Volkswagen Group, по прибыли практически равны массовому сегменту, что усложняет ситуацию
Держаться больше нету сил
Сложнее всего приходится массовым маркам. Например, у Mercedes-Benz и BMW ситуация лучше, чем у VW, прежде всего благодаря выпуску дорогих автомобилей — цены на них растут при сокращении объема продаж. В самой Volkswagen Group меньшие по размеры люксовые бренды, такие как Porsche и Bugatti, отвечают примерно за такую же долю прибыли, что и огромный массовый сегмент VW. «Новая ценовая конкуренция, рост цен на энергоносители и высокие затраты на рабочую силу — все это свидетельствует об очень сложной перспективе, особенно для европейских массовых брендов»
В условиях сокращающегося рынка основным способом конкуренции становится снижение цены. VW недавно пошла на этот шаг, однако в условиях высоких издержек это ведет к падению прибыльности.
«Мы будем яростно защищаться. При нас не будет никакого закрытия заводов»,— уже заявила глава производственного совета VW Даниэла Кавалло. Она также отметила, что не исключает возможности забастовки — довольно редкий случай на заводе VW. После сделанного в начале сентября заявления о возможном закрытии заводов руководству VW уже пришлось провести несколько сложных переговоров с представителями профсоюзов и производственного совета, а также примерно с 15 тыс. рабочих, которые пришли на встречу с топ-менеджерами. «Я не думаю, что есть "план Б", потому что необходимо сокращение мощностей,— считает при этом аналитик компании Jefferies Филиппа Ушуа.— Все теряют долю рынка, и компаниям нужно как-то приспосабливаться к новым условиям».