Gonzo Motors. Новости автомобилей в Узбекистане

Китайский автопром утопает в долгах: рост на 56% за 5 лет

2025-07-15 13:35

Китайский автопром утопает в долгах: рост на 56% за 5 лет


Суммарный долг производителей превысил 950 млрд юаней. Склады переполнены, дилеры жалуются на принудительные отгрузки. Перепроизводство стало головной болью отрасли.

Автомобильная промышленность Китая входит в полосу турбулентности. Перепроизводство, затяжная ценовая война и обострение финансовых рисков вызывают беспокойство не только среди участников рынка, но и у властей. Регуляторы открыто говорят о рисках подрыва устойчивости сектора, который еще недавно считался драйвером технологического роста страны. Autonews.ru разобрался, что происходит с китайским автомромом.

На фоне замедления спроса и ценовой гонки автоконцерны активно наращивают запасы. Совокупный уровень остатков на складах вырос более чем в два раза с 2019 года и достиг 370 млрд юаней (около $51,5 млрд). По данным дилеров, производители все чаще продают невостребованные машины как подержанные, чтобы выполнить внутренние KPI.

Рентабельность снижается: медианная чистая прибыль опустилась с 2,7% в 2019 году до 0,83% в 2024-м. Исключение — все та же BYD, которая смогла повысить маржу до 5,4% за счет диверсификации: если пять лет назад только половина выручки приходилась на авто, то теперь этот сегмент занимает почти 80%.

Ценовая война усиливает финансовое давление на автопроизводителей

Финансовое положение китайского автопрома продолжает ухудшаться на фоне усиливающейся ценовой конкуренции. За последние шесть лет совокупные обязательства автопроизводителей увеличились на 56%, достигнув 959 млрд юаней. Медианный коэффициент долговой нагрузки вырос до 51,3%, что свидетельствует о возрастающем финансовом напряжении в отрасли.

Согласно данным LSEG, собранным по 33 китайским автокомпаниям, котирующимся на бирже, с начала ценовой войны в 2023 году резко сократилась прибыльность, что привело к росту долговой нагрузки и ухудшению ликвидности. Одним из тревожных признаков стал рост сроков расчетов с поставщиками: если в 2019 году они в среднем составляли 99 дней, то к 2024 году увеличились до 108 дней.

С 1 июня 2024 года в Китае вступило в силу новое регулирование: крупные компании обязаны оплачивать счета не позднее 60 дней после получения товаров или услуг. Эта мера направлена на устранение практики, при которой автопроизводители перекладывали кассовые разрывы на поставщиков, затягивая оплату.

BYD, Geely и другие: как крупнейшие автопроизводители расплачиваются с поставщиками

Даже лидеры отрасли, такие как BYD, сталкиваются с проблемами своевременных расчетов. Согласно данным LSEG, в 2024 году компания оплачивала счета в среднем через 127 дней, тогда как в 2019 году этот срок составлял 81 день. В BYD, впрочем, утверждают, что с учетом расчетов по векселям срок, наоборот, сократился — с 139 до 127 дней.

Geely, один из крупнейших частных автопроизводителей Китая, увеличил средний срок оплаты до 193 дней — на 54 дня больше по сравнению с 2019 годом. В компании воздержались от комментариев.

На этом фоне выделяется Great Wall Motor, которая, напротив, сократила сроки расчетов с поставщиками — с 115 до 94 дней. Причины такой динамики компания не прокомментировала.

Особое внимание привлекли компании Nio и Xpeng — амбициозные представители сегмента электромобилей. Несмотря на улучшение операционных показателей, обе компании продолжают работать в убыток и демонстрируют рекордно длительные сроки оплаты: 223 дня у Nio и 237 — у Xpeng.

В Nio заявили о готовности соблюдать новые нормативы и сокращать сроки до установленного 60-дневного лимита. Аналогичную позицию выразил и глава Xpeng Хэ Сяопэн на недавней пресс-конференции, отметив при этом, что финансовая устойчивость компании постепенно укрепляется.

Китай усиливает контроль над ценовой политикой компаний

На фоне растущего дефляционного давления и нестабильности цен китайские власти дают понять: дальнейшее попустительство бизнесу в вопросах демпинга закончено. Как сообщили местные СМИ, на текущей неделе высшее руководство страны выразило намерение усилить надзор за ценовой политикой компаний и ограничить практику агрессивного снижения цен.

На заседании Центральной комиссии по финансовым и экономическим вопросам — ключевого органа при Коммунистической партии Китая, занимающегося стратегическим планированием, — прозвучали жесткие заявления о необходимости ужесточения контроля за недобросовестной конкуренцией.

«Предприятия, занимающиеся беспорядочной конкуренцией по низким ценам, должны регулироваться в соответствии с законами и правилами», — цитирует «Синьхуа».